|
 | |  |
 |
Чуфут Кале
Находится на окраине Бахчисарая. Добратся от ЖД- и автовокзала можно на маршрутке №2 и №1, ехать до конечной. Своим транспортом можете подъехать либо вплотную к Свято-Успенскому монастырю (оттуда меньше идти), либо на територию кафе "Ашлама", оттуда чуть дальше. В любом случае Вас ожидает прогулка в 2км. длиной (в одну сторону).
Итак Чуфут Кале. Находится на вершине плато и сверху напоминает полуостров, с трех сторон окруженный обрывами и только с четвертой стороны к нему был удобный подход. Плато в том месте довольно узкое (около 100м.) и в древние времена было перегорожено крепостной стеной. Так появилась неприступная крепость площадью 46 гектаров. Основана предположительно в период с VI по XIIв. Изначально там скорее всего находился только небольшой гарнизон. Жители из близлежащих поселений укрывались там со всем своим имуществом и скотом во время вражеских набегов. Позже там возникло постоянное поселение. Первые жители этого поселения - аланы. Первое упоминание о нем приходится на конец XIIIв. и связано с карательным набегом на Крым Золотоордынского темника Ногая. Ордынцы называли город Кырк Ор. Окончательно ордынским поселенеием он становится во второй четверти XIVв. Сначала это был центр бейлика, а после возникновения Крымского ханства - его первая столица. Позже был основан Бахчисарай и столица перемещается туда. Постепенно мусульмане перемещаются в Бахчисарай и в Кырк Оре остается две общины: армянская и караимская. Обе эти общины были приведены ордынцами. Наиболее многочисленная была караимская община. Это малочисленный тюркоязычный народ, который исповедовал караимизм (одно из ответвлений иудаизма). Корни караимов неизвестны. Все версии об их происхождении сводятся к двум: отатарившиеся иудеи, или тюрские племена принявшие иудаизм караимского толка. Как бы то ни было, благодаря им и появилось название Чуфут Кале, что в переводе с татарского обозначает еврейская крепость. Всему местному населению полагался ряд льгот в налогооблажении. Поэтому караимы и держались за этот город. После присоединения Крыма к России льготы естественно исчезают, и караимы начинают покидать поселение (армяне ушли еще в 1778г). В конце XIXв. в Чуфут Кале проживал лишь смотритель города и несколько бедных семей. В начале XXв поселение было заброшено полностью.  | При входе можно полюбоватся комплексом пещер, в которых проживала беднота. Большинство пещер были хозяйственного назначения. |  | Неподалеку от пещерного комплекса находятся караимские храмы - кенаса, один из них был построен в конце XVIIIв, второй в XIVв. Служба в храме проходила два раза в день. Для мужчин и женщин существовали отдельные входы и
дворики. На фотографии изображен храм XIVв. Пристройка с колонами к храму называется азара. Там, на каменных скамейках, могли посидеть мужчины, прежде, чем войти в храм. Слева от азары виднеется каменная ёмкость для воды - перед молитвой надо было омыть руки и ноги. Сам храм делился на три части. При входе было отделение для стариков, калек и людей в трауре, они сидели на скамейках. Называлось оно мошау зеккеним. Над ним находился зарешеченный балкончик для женщин, попасть туда было можно только через женский дворик. За мошау зеккеним находился шулхан, где молились мужчины, стоя, или стоя на коленях. У самой дальней стены, находился гехал - алтарь. Там в серебрянном ковчеге лежал священный свиток торы, стояла менора - семисвечник, и там же висели два страусиных яйца. | 
| На
фотографии вы видите дюрбе.Считается оно было построено в 1437г над могилой Джанике ханум, дочерью грозного хана Тохтамыша. О судьбе этой женщины есть несколько красивых легенд, по одной из них она полюбила бедного гяура (неверный, немусульманин). Страшась гнева отца они бегут в этот город. Спустя некоторое время отец их находит, и чтобы никогда не разлучатся влюбленные прыгают с обрыва. Безутешный отец хоронит дочь на главной площади и строит дюрбе над ее могилой. |  | Вид с обрыва рядом с дюрбе |  | Водосборный колодец предназначенный для сбора дождевой воды, сбегающей по улицам города. | 
|  Здесь вы видите остатки двух уцелевших усадеб. Слева усадьба Фирковича, справа - Чал Борю. Кода-то дома тянулись с обоих сторон улицы. Очевидец конца XIXв так описывал этот город: "Дома всегда с балкончиками (софа), окнами во двор, большей частью двухэтажные, причем в верхнем этаже жил сам хозяин, а нижний - обыкновенно отводился под конюшню для лошадей и ослов и тут же имелось помещение, куда жители загоняли на ночь свои стада. Дома отапливались первобытными печами - тандурами, устроенными в земле посредине комнат. По обеим сторонам улицы или переулка тянулись высокие сплошные заборы, как бы предназначенные для того, чтобы скрывать от нескромного взгляда то, что делается за ними. Изредка попадались в стене крохотное окошко с решеткою, крылечко в несколько ступеней и опять тянулась белая, голая стена."
| 
| 
Это так называемая пещера Чауш Кобасы - двухэтажный подвал богатой караимской усадьбы. Такие, или поскромнее подвалы были практически в каждой усадьбе, но сейчас большинство из них скрыты руинами в ожидании лучших времен.
| Сейчас Чуфут Кале открыт для посещения с 8.00 до 17.00 Вход платный, стоит 50 грн. с человека, для школьников и студентов скидка 50%. Желающие узнать и увидеть побольше интересного могут заказать личного экскурсовода по телефону 066-13-088-198
|
|  |
 | |  |
|
|